Нашим потомкам достанутся сплошь стеклянные офисные и жилые высотки, которые когда-то окажутся устаревшими примерами архитектуры начала XXI века. Какие-то из них не вызывают эмоций и буднично используются по назначению. Другие уже собрали о себе стопку мнений и пересуд. У каких зданий есть все шансы стать памятниками архитектуры через какое-то количество лет, с полноценной табличкой на фасаде?
Что уж говорить о будущем, если в настоящем у минчан никак не получается полюбить облик Минска со всеми его метаморфозами. Насчет многострадального архитектурного облика столицы и заезжие специалисты умничают, и свои родные жители негодуют. Так выходит, что стеклянно-бетонная архитектура появляется в Минске вкраплениями среди старого фонда или пустырей. Особо радикально настроены молодые люди. Дай им волю — модернизация коснется и высоты, и количества и внешних характеристик современных зданий.
Александр Григорьевич Акентьев, разработчик Генерального плана Минска уверен, что любое современное здание, даже то, которое не по нраву горожанам, в будущем будет иметь большую ценность:
— Нельзя отрицать высокий уровень архитектуры «Минск-Арены «, Национальной библиотеки и других зданий, которые минчанам близки к сердцу. Но современные объекты в Минске не вызывают у меня восторга. У меня есть ориентир, с которым ничего из имеющегося в Минске не идет в сравнение —строения в Астане. Довелось побывать там на стройплощадке аквапарка, и это вызвало у меня потрясение.
Какие здания смогут стать памятниками, богатством Минска? Для меня богатство — это смесь построек разного времени. Не хочется говорить о единичных объектах. Город – это каменная летопись истории. История не имеет право выбрасывать из прошлого хоть одну страницу, которых очень много. Каменное лицо города – это послевоенные постройки усадебной, 2-х и 3-х этажной застройки, поселок Тракторостроителей и многое другое, в том числе и индустриальное домостроение! Современные объекты не нужно превращать в мумию для поклонения, но через 100-200 лет они будут напоминать людям об архитектуре нашего времени. Прошлым нужно гордиться, каким бы оно не было.
Кажется, что образцом и памятником архитектуры со временем может стать любая новостройка. Не совсем так. Хотя, в некоторых источниках сказано, что памятник архитектуры не обязательно должен представлять художественную ценность, ему достаточно напоминать о каком-либо важном событии или периоде в жизни города и страны.
Критерии, по которым объекты переходят в разряд исторически важных, выделены Комитетом Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в 1985 году. Но система критериев ЮНЕСКО не единственная, есть множество других, и, в конце концов, для каждого города эти критерии будут индивидуальными. Аккумулировав различные источники, можно составить несколько признаков уникальности объекта, который можно причислить к памятникам:
• выдающиеся художественно-эстетические характеристики;
• функциональные и инженерные новшества;
• особые взаимосвязи с внешним окружением и обществом;
• национальная и международная значимость.
Попадут ли сегодняшние примеры архитектуры и строительства под эти критерии? Время покажет. Большой плюс в том, что часть столичных объектов проектируется не коробками, а замысловатыми конструкциями со своим характером. Хотя в реальности конструкция упрощается, как уже было на практике неоднократно.
Так произошло с комплексом «Магнит Минска», проект которого напоминал подкову или волну, вызвал большой интерес в обществе, но в итоге максимально упростился. Медным тазом на неопределенный срок накрылся и фантастический проект MinskTowers — две переломанные башни на ул. Филимонова. Минчане даже не успели размечтаться – договор с застройщиком небоскребов тихо-мирно расторгли, причем в одностороннем порядке. Микрорайон будущего так и не появится в столице.
Изучая перспективы застройки Минска, приходишь к выводу, что все самое амбициозное и масштабное еще впереди. Без особого негатива был принят в обществе футуристический облик жилого комплекс премиум-класса напротив «Минск-Арены». Уже готовы подземные и первые этажи. Строительство обещано завершить в 3-4 квартале 2016 года.
Пожалуй, самым фееричным и красивым в Минске станет спортивно-гостиничный комплекс на проспекте Победителей. Еще несколько лет назад на территории будущего комплекса был пустырь, на котором посетители Футбольного манежа парковали машины. С высоты птичьего полета силуэт здания будет напоминать парящего сокола. От первоначальной идеи пока не отказались, что очень радует. Застройщик — «Инвестиционная компания «Сокол». Инвестирует в стройку фонд Вооруженных сил Катара. Кстати, проект здания разработан компанией «Воробьев и партнеры» — той самой, которая создала проект еще одного столичного шедевра —головного офиса Белорусской калийной компании, который впоследствии был передан Банку развития.
Евгений Клишевич, руководитель и основатель talaka.by:
— Что показать туристам в Минске? Очень сложно ответить на этот вопрос. У меня в мыслях не формируется какой-то особенный список того, что обязательно нужно увидеть при посещении Минска. С заграничными гостями можно прогуляться по городу, показать им Костел Симона и Елены, Городскую Ратушу, Оперный театр, Троицкое предместье, Дворец республики. Эти объект сформируют образ города. В столице есть немало интересных мест, хоть и не таких известных, как перечисленные выше. В Минске в принципе есть, что показать, но лично я этими зданиями постройками не могу гордиться.
Зато могу сказать про здания, которые, наоборот архитектурно ужасны: безусловно, нагроможденный дом «У Троицкого» и будущий отель около цирка. Думаю, в таком мнении я не оригинален. Алмаз библиотеки и «Минск-Арена» также для меня являются безвкусными решениями.
Минску не хватает нестандартных, оригинальных зданий. Ведь даже жилые здания можно строить с изюминкой! Девелоперы думают о другом – как бы быстрее настроить квадратных метров. В качестве положительного примера приведу здания на проспекте Машерова с большим красным кристаллом: ничего экстраординарного, но выглядит симпатично.
Национальная библиотека, однозначно, станет памятником через пару десятков лет. Ее не нужно сносить, нужно оставить потомкам, чтобы те знали, как строить нельзя.
Дмитрий Бибиков, председатель минского клуба БАСА (Белорусская ассоциация студентов-архитекторов):
— Большинство хороших объектов постсоветсткого периода в Минске построено двумя бюро – архитекторов Воробьева и Школьникова. Мой нелюбимый архитектор – Цейтлин («Тм-7»), он принес в Минск жилые 25-этажки. Это московский масштаб. Как говорил Рем Колхас, «не стоит недооценивать эффект масштаба в архитектуре: никто бы не полез не Эверест, если бы не его высота». Но покупаться на высоту профессионалы не имеют права, впечатляюще – не значит хорошо.
Анти-пример «критической реконструкции» в Минске – застройка напротив ТД «На Немиге» за авторством УП «Творческая мастерская архитектора Дулевича Г.А.». Грубо нарушен масштаб застройки. Не к месту и внезапно появилось офисное здание возле Пищаловского тюремного замка.
Минску не хватает «среднего класса» достойных зданий. А то заявят амбициозный проект, а потом начинается экономия, деформирующая целиком все прелести первоначального проекта. Не хватает смелых архитектурных проектов, работающих с культурой и историей: скажем, «Музея Белорусской Культуры» в здании Пищаловского тюремного замка.
Памятными в истории Минска останутся здание Национальной библиотеки и дом «У Троицкого»: какое время – такие и памятники. Было бы лицемерием через 100 лет считать показательным в плане архитектуры здание БКК. Как только его передали банку развития, потерялась связь архитектурной идеи и судьбы здания — знак времени.
Павел Астапеня, директор Центрального агентства недвижимости:
— Никто не будет отрицать, что Национальная библиотека – это наша основная архитектурная «фишка» сегодня. Если бы Беларусь была более туристически «раскрученной», то здание Национальной библиотеки стояло по степени знаковости в ряду с Эйфелевой башней в Париже, зданием парламента в Лондоне и пр.
Из нескольких десятков отзывов от архитекторов, строителей, риэлтеров, потребителей недвижимости слышал только один хороший отзыв о доме «У Троицкого». Этот хороший отзыв был от самого архитектора этого дома. Кстати, мало кто знает, что этот же архитектор Ладкин является архитектором «Дома на набережной» (с магазином «Панорама»). В принципе, если дом «У Троицкого» поместить куда-нибудь в Малиновку, то он был бы там «королем микрорайона».
Минску не хватает единой архитектурной концепции для отдельно взятых кварталов. Квартал в границах Богдановича-В.Хоружей-Кульман застроен по периметру кирпичными жилыми домами и обрамлен «кукурузами». Недавно во дворе дома по Богдановича, 89 возвели современную бело-желто-коричневую мапидовскую «панельку». Получилось нелепо. И так — сплошь и рядом.
Какие современные здания могут стать архитектурными памятниками? Автовокзал «Московский» мог бы претендовать на роль архитектурного памятника лет через 50 (когда все будут передвигаться по воздуху, и автобусные вокзалы априори станут памятниками). Так вот, автовокзал сносят.
Напомню такую притчу: «Ходжа Насреддин рассказывает, что как-то раз поспорил с эмиром бухарским, что научит своего ишака говорить. На это нужен мешок золота и двадцать лет времени. Если он не выполнит условия спора — голова с плеч. Насреддин не боится неминуемой казни: — «Ведь за двадцать лет», — говорит он, — «кто-нибудь из нас троих обязательно умрёт — или эмир, или ишак, или я».
Значит, вопрос о памятниках надо задавать футурологам. Это они выполняют функцию Ходжи Насреддина. И, как верно подметил разработчик генплана Минска, в будущем все сегодняшнее будет иметь большую ценность. А личные симпатии и пересуды забудутся.
Первоначально было опубликовано здесь: www.realt.by
C уважением, Павел Астапеня
Одно знаю точно. Эти большие стеклянные призмы, скрученные и сдвинуты тэтраэдры, торы и синусоиды неплохо смотрятся с воздуха. Они словно предначертают — через 100 лет любой Беларус сможет легко вознестись над своим городом и полюбоваться им. Но все равно ему с высоты не разглядеть охранную табличку памятника архитектуры. И будет любоваться он лишь тем, что на самом деле красиво.